Архив материалов
Евразия
09.12.2014 15:08

Граница на замке

Новое обострение торговых разногласий внутри Союзного государства России и Белоруссии связано с решением Минска восстановить зону досмотра грузовых перевозок на границе двух стран. 

С сегодняшнего дня на пунктах таможенного пропуска российско-белорусской границы по инициативе Минска был возобновлен досмотр грузового автотранспорта, въезжающего в республику со стороны России. Эту информацию сообщила официальный представитель Федеральной таможенной службы  (ФТС) России Елена Грач. Спикер ведомства подчеркнула, что контроль с российской стороны белорусских фур в настоящее время не проводится.

Таможенный контроль на внутренней границе Союзного государства был упразднен в апреле 2011 года в связи с ратификацией соглашения о создании общего экономического пространства в виде Таможенного союза (ТС), в котором предусмотрена прозрачность внутренних границ и снятие контрольно-досмотровых пунктов. Но с середины прошлой недели российские профильные СМИ сообщали о фактах появления пробок длиной в 5-8 километров на российско-белорусской границе в связи с действиями белорусских пограничников и таможенных служащих по досмотру автомашин.  Те, в свою очередь, ссылаются на постановление председателя Совета министров Белоруссии Михаила Мясниковича, в котором сказано, что контроль на границе необходим как превентивная мера для предотвращения «серого импорта» продовольствия из России в Беларусь.

Напомним, что осенью 2014 года Россельхознадзор многократно высказывал претензии к качеству продукции белорусских аграриев, поставляемой в Россию, и предпринял шаги по ограничению их импорта. После того, как подтвердились факты незаконного пересечения российско-белорусской границы переработанными и заново маркированными в республике товарами из ЕС, с 30 ноября ведомство ограничило свободный транзит белорусских товаров в РФ.

Ситуация вызвала резкую критику президента Александра Лукашенко, который в ответ на обвинения в контрабанде в Россию попавших под запрет товаров из Европы заявил, что они предназначались вовсе не для использования на российской территории. Белорусский лидер отметил, что Минск не станет запрещать движение этой продукции для ее доставки в Казахстан, КНР или Монголию транзитом через Россию. Позднее министр юстиции Белоруссии Олег Слижевский назвал запрет на поставки продуктов из республики политически мотивированным и нарушающим все юридические договоренности в рамках ТС.

Более того, от председателя национальной ассоциации перевозчиков Литвы Linava Альгимантаса Кондрусявичюса стало известно, что граждане этой балтийской республики в случае необходимости быстрого попадания на территорию России могут пользоваться контрольно-пропускными пунктами на белорусской границе, где усиленные правила досмотра по отношению к литовским грузам не применяются. По словам предпринимателя, возросло время ожидания очереди на границе Литвы и Белоруссии. 8 декабря разрешения на переход ожидала 461 фура: на КПП в Лаворишкесе – 200 фур, на пунктах Мядининкай и Шальчининкай – 80 и 81 машина, соответственно. В конце ноября в связи с недипломатичными заявлениями президента Литвы Дали Грибаускайте в адрес России процедуры пересечения литовскими грузами российской границы заметно усложнились.

Некоторые эксперты в этой связи обращают внимание на низкую степень эффективности правовых и экономических институтов в рамках будущего ЕАЭС. По мнению главы Научно-исследовательского центра Мизеса в Минске Ярослава Романчука, демарш Белоруссии в вопросе таможенных ограничений указывает на пробелы в юридической базе объединения, позволяющие странам-участникам в одностороннем порядке вводить ограничительные меры против партнеров, несмотря на возможную потерю доходов (в случае Беларуси – до 150 миллионов долларов ежегодно). Политолог добавляет, что другим серьезным недочетом в основании будущего наднационального интеграционного объединения является отсутствие апробированного правового механизма досудебного урегулирования подобных споров. С другой стороны, Романчук указывает на высокую степень политической и идеологической солидарности между Москвой и Минском, которая позволяет надеяться на решение конфликта уже к концу текущего года.

В свою очередь, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также отверг поступившие в его адрес подозрения в контрабанде товаров китайского производства в Россию. По словам Назарбаева, страна делала все возможное, чтобы укрепить южные рубежи на своей границе для пресечения попыток нелегального ввоза продукции в союзные государства. Среднеазиатская республика является другим крупным торгово-экономическим партнером РФ в рамках евразийской интеграции. Таможенный контроль между Россией и Казахстаном был отменен 1 июля 2011 года.

С 1 января 2015 года на основе ТС должен заработать Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который предполагает дальнейшее углубление экономической интеграции между странами – участницами соглашения.

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"