Популярное деньнеделя месяц
comments powered by HyperComments
Архив материалов
Евразия
08.08.2016 14:15

Россия пригласит в «Большую Евразию» Закавказье, Иран и Турцию

В рамках региональной интеграции Россия рассчитывает превратить два «альянса непримиримых» в «великолепную четверку» Евразии.

Рабочий график Владимира Путина на текущую неделю позволяет предположить, что в новый, осенний сезон мировой политики Россия намерена вступить с качественной «перезагрузкой» и укреплением своих позиций, как минимум, на южном направлении евразийского вектора.

Для этого российский лидер сегодня отправился в Баку на встречу с иранским президентом Хасаном Роухани и главой Азербайджана Ильхамом Алиевым, где сосредоточится на детальном обсуждении торгово-экономических и инвестиционных отношений трех стран. На встрече с Алиевым российский лидер обсудит флагманский для Евразии проект международного транспортного коридора «Север – Юг» протяженностью 7,2 тысяч км, в котором Азербайджану отводится ключевая роль как оптимальному месту транзита грузов из Ирана, Индии и Персидского залива в Россию и далее в страны Европы.

С Роухани Путин побеседует о сирийской проблематике и перспективах зоны свободной торговли Ирана и Евразийского экономического союза, чтобы поскорее подключить Тегеран к региональным торгово-экономическим проектам. Ради этого Россия готова удовлетворить растущий спрос Исламской республики на новые технологии. В частности, обеспечить кредитование строительства ТЭЦ в городе Бендер-Аббас на берегу Персидского залива и профинансировать электрификацию железнодорожного участка Гермсар – Инче-Бурун ради его присоединения к коридору «Север – Юг».

В свете выхода Ирана из-под западных санкций и валютной нестабильности в Азербайджане интересной для всех представляется тема постепенного ухода от долларовых расчетов во взаимной торговле.

Трехсторонний саммит проходит впервые, и этот факт может говорить о новом этапе сотрудничества государств. Для России такой формат интересен тем, что в перспективе может обеспечить стране лидерство в Евразии за счет доминирования на уникальной площадке пересечения и взаимного учета интересов таких непримиримых врагов, как Иран и Турция или Азербайджан и Армения.

Эта потенциальная возможность содержит как положительные моменты, так и определенный дискомфорт. В переговорах сразу с несколькими партнерами Москве будет проще использовать пакетный принцип согласования интересующих ее вопросов, среди которых – проблема Каспия или участие в формировании энергетической политики региона по маршруту Каспий – Персидский залив.

С другой стороны, минусами широкого формата встреч может быть попытка организованного мягкого давления по принципиальным для Москвы вопросам вроде перераспределения функций в ШОС между государствами-участниками после вступления в организацию Ирана либо «карабахского прорыва». Алиев не упустит шанса напомнить о возможности привлечь Турции как посредника в Нагорном Карабахе.

Путин в беседе с государственным информагентством Азербайджана «АзерТАдж» уже говорил о неизменности подхода Москвы. Он заключается в поиске удобного всем сторонам компромисса. В Москве согласны с позицией Еревана, что максимальное отдаление Анкары от карабахской проблемы будет самым лучшим видом турецкого участия в этом споре.

Как инициатор сближения государств региона Россия должна убедить азербайджанских коллег научиться обсуждать взаимодействие вне карабахского контекста. Ведь любые односторонние шаги в ситуации вокруг НКР, будь то «принуждение к миру» или несогласованные посредники, чреваты осложнением отношений России как с Ереваном, так и с Баку, что ставит крест на нынешних усилиях превратить непримиримых исторических врагов в ситуативных договороспособных партнеров.

Вероятно, что аналогичный азербайджанскому диалог повторится во вторник, когда Путин проведет переговоры с турецким президентом Реджепом Эрдоганом, и ранее намеченная ими повестка встречи может скорректироваться с учетом договоренностей с Ираном и Азербайджаном.

В частности, возможное подключение Турции к интеграционным процессам в Евразии может стать главным итогом завтрашних консультаций на высшем уровне. Основания ожидать некоторого прорыва на этом направлении есть. В конце прошлой недели в Анкару с официальным визитом прибыл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, рассказавший об «одинаковых взглядах» с Эрдоганом на отношения с Россией. В свою очередь, турецкий президент отметил усилия Астаны по поддержке желания Турции участвовать в работе ШОС и посредническую роль Назарбаева в налаживании турецких контактов с Москвой.

Впрочем, пока России еще далеко до судьбоносных проектов с привлечением Турции: сперва стороны хотят выйти прежний уровень доверия в двусторонних отношениях. Как отметил помощник российского президента Сергей Ушаков, по итогам «свободного общения» Путина с Эрдоганом никаких официальных документов для подписания не ожидается, несмотря на потенциально широкий круг тем – от сближения подходов по сирийской проблематике и возобновления «Турецкого потока» до регулярных туристических чартеров и разморозку строительства АЭС «Аккую».

Учитывая непостоянство Эрдогана, не лишним будет помнить, что он может всего лишь разыгрывать российскую карту назло Западу, учитывая сегодняшний кризис отношений Анкары и Вашингтона. Любой компромисс с Евросоюзом по безвизовому режиму для турок может мгновенно остудить текущее желание Эрдогана разговаривать с «»другом Путиным» на равных и даже вызвать некоторые проблемы, глубина которых будет зависеть от степени посвящения Анкары в секреты и особенности евразийской интеграции.

В этой связи приглашение армянского президента Сержа Саргсяна в Москву 10 августа гораздо лучше укладывается в российскую логику процессов на пространстве от Черного моря до Каспия. Для Саргсяна предстоящий визит будет уже второй за последнее время «сверкой часов» с Путиным. Первая состоялась в конце июня в Санкт-Петербурге в рамках другого трехстороннего саммита по карабахскому урегулированию и не привела к существенному прорыву. Однако на этот раз, помимо карабахской проблематики, Ереван попробует обратить внимание Москвы на угрозы ее интересам в республике.

В Россию Саргсян едет после пирровой победы властей в локальном противостоянии с группировкой «Сасна црер». На фоне растущей радикализации его оппонентов и вотума недоверия со стороны общества потерявшему позиции внутри страны Саргсяну необходима поддержка влиятельных внешних игроков, поэтому нельзя исключать тактики лавирования Еревана.

Возможно, что на примере «Сасна црер» армянский президент будет педелировать тему западного следа и попытки «цветной революции», играя на озабоченностях России по поводу своих интересов в регионе. Эта аргументация хорошо известна, поэтому делать работу над ошибками за своих армянских коллег Москве не стоит. Как бы того ни хотелось руководству Армении, брать закавказскую страну под внешнее управление не входит в перспективные планы России в Черноморско-Кавказском регионе. Во-первых, это противоречит главной цели Москвы на Южном Кавказе – сохранению суверенитета игроков местной политической арены ради долгосрочной стабильности региона. Во-вторых, решать проблемы, спровоцировавшие недоверие к властям республики, а также находить общий язык с недовольными гражданами нужно лишь самому Саргсяну.

Путин услышит версию произошедшего вооруженного бунта, что называется, из первых рук. Однако, как и после прошлогоднего «энергетического майдана», Москве вряд ли стоит рассчитывать на признание Саргсяном своей политической недальновидности. Однако помочь союзнику с внешней поддержкой Россия, вероятно, сможет. В эту логику укладывается текущее стремление Турции снизить конфликтный потенциал своей внешней политики. Нельзя исключать, что начатый российским президентом дипломатический марафон может нормализовать отношения Еревана и Анкары и в перспективе открыть новую страницу карабахского урегулирования, где позиция Турции не будет откровенно проазербайджанской.

Если намеченные Москвой планы укрепить позиции на южном внешнеполитическом направлении получат дальнейшую реализацию после начавшихся сегодня переговоров, то Россия сможет рассчитывать на значительный рост управляемости над конфликтными процессами в Закавказье. Причем без нарушения ключевой установки на давление и вмешательство в дела партнеров. Одновременное выстраивание конструктивных отношений с Арменией, Азербайджаном, Ираном и Турцией поможет не только избежать новой, неожиданной войны в регионе, но и решить стратегическую задачу российской дипломатии – сформировать ситуативные, но устойчивые политико-экономические региональные альянсы прежде непримиримых конкурентов, свободные от провоцируемой извне конфликтной турбулентности.

Александр Андреев

 

Изображение: surf.az

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"

Яндекс.Метрика