Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Образование
18.10.2018 11:30

Глобалисты стремятся подорвать интеллектуальный потенциал России

На днях глава Сбербанка Герман Греф объявил лучшие отечественные физико-математические школы «советским пережитком» и сообщил, что стране они не нужны.

Чиновник и банкир высказался прямо и просто: «Когда мы пытаемся сказать, что сейчас будем развивать специальности «математик» и «программист», мы попадаем ровно в такую же ловушку, как у нас было какое-то время назад с юристами и экономистами».

Математическая подготовка, как считает Греф, важна, но люди должны быть развиты равномерно, «на 360 градусов».

Сама эта формулировка – «развиты на 360 градусов» – вызывает недоумение, а то и просто смех. Однако это полбеды. Способность грамотно выражать свои мысли на русском языке всегда была слабым местом отечественных топ-менеджеров.

Куда страшнее другое. В основу рассуждений господина Грефа положена в лучшем случае поразительная неосведомленность, в худшем – явная ложь. За последние десятилетия математические школы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов выпустили множество ярчайших людей самых разных профессий – от физиков, инженеров и математиков до управленцев, военных, журналистов, филологов и поэтов. Это как минимум умные, одаренные люди с отличной математической подготовкой.

Математика структурирует мышление. Кроме того, как показывает практика, именно в математических школах дети получают прекрасное образование и по гуманитарным, и по естественным предметам. Получается, что самостоятельно мыслящие молодые специалисты не нужны Грефу и тем кругам, интересы которых он представляет. Это понятно. Таких гораздо труднее программировать на интересы «корпораций» и «бизнеса».

Что ж, будем иметь в виду.

Доска, тряпка и мел

Грефу сразу же ответила министр просвещения Ольга Васильева. Развитие физико-математического образования, подчеркнула г-жа министр, остается существенной частью национальной стратегии страны, обозначенной в майских указах президента. Согласно этим указам, в России в ближайшие годы создадут 15 специализированных математических центров. Так что глава Сбербанка может особо не беспокоиться.

Однако в данном случае нас интересует даже не сама опасность упразднения физико-математического школьного образования. Вероятность такого исхода равна почти нулю – по крайней мере до тех пор, пока к власти не пришли «чистые грефовцы». Однако высказанное мнение, которое, разумеется, родилось отнюдь не в вакууме, – это очень серьезный сигнал, из которого надо делать выводы. В данном случае влиятельнейший топ-менеджер страны, скорее всего, просто проговорился. Вынес на публику коллективное суждение среды, сообщества, в котором вращается и интересы которого представляет.

Может быть – с точки зрения своих интересов, – он напрасно это сделал, преждевременно. Зато теперь мы точно знаем, чего же хочет Греф и его единомышленники. Если говорить простыми словами, то, выступая против физико-математических школ, они пытаются ликвидировать или как минимум подорвать престиж самой серьезной и интеллектуально-полноценной, обоснованной и плодотворной части отечественного среднего образования в том, где оно касается самых одаренных детей.

Судите сами. Уже больше 50 лет именно наше математическое школьное образование считается одним из лучших в мире. За последние десять лет на международных математических олимпиадах сборные России постоянно занимают первые места. Только один педагог, Сергей Евгеньевич Рукшин, основатель и директор Санкт-Петербургского городского математического центра для одаренных школьников, подготовил 40 золотых призеров международных математических олимпиад. Трое из его учеников становились трехкратными олимпийскими чемпионами.

Кроме того, Рукшин – учитель двух лауреатов Филдсовской премии (аналог Нобелевки в математике) – Г. Перельмана и С. Смирнова.

Отвечая на вопрос, как вы готовите гениев, Рукшин однажды заметил: «Для подготовки гениев необходимо обращать внимание только на три вещи: доску, тряпку и мел». И всё. Деньги вкладывать нужно, прежде всего, в людей, а потом – по возможности – во всё остальное. Может быть, именно это не нравится господину Грефу? Не развернешься с инвестициями и инновациями? Одни только идеи, открытия, обретения и достижения. Какие-то скучные, неанглизированные слова.

Зачем России будущее?

Но это все шутки. По существу дело обстоит куда серьезнее, чем кажется на первый взгляд.

Глава Сбербанка всерьез заявляет, что у нас может оказаться слишком много «математиков и программистов», сравнивает их с экономистами и юристами. Но ведь это опять сознательная подмена! К математикам и программистам следовало бы добавить – ученых, инженеров, конструкторов, строителей, создателей новой военной техники.

Действительно, зачем эти люди России? Зачем России будущее?

С точки зрения господина Грефа, будет куда лучше, если мы впишемся в мировое распределение ролей. Пусть по остаточному принципу, пусть на третьих ролях. Людям, чьи интересы представляет Греф, всегда достанется их кусок. Уж их-то не обойдут, можно не волноваться.

У этой истории существует и еще один, совсем неожиданный подтекст. На сей раз конкретно-политический, сиюминутный. Последнее время с самых разных сторон раздаются вопли о киберугрозах со стороны России. Госпожа министр обороны Нидерландов Анк Бейлевелд вообще заявила недавно, что ее страна находится с РФ в состоянии кибервойны.

Такое впечатление, что отечественные программисты просто наводят на наших врагов – реальных и потенциальных – панический ужас. Они пугаются одного их присутствия в виртуальном пространстве. А тут еще математические школы каждый год выпускают сотни талантливых, ярких и амбициозных ребят, равных которым нет в мире. И многие из них готовы служить своей Родине.

* * *

Может быть, как раз именно в этом все дело? Может быть, именно здесь кроется причина неожиданно высказанного Грефом желания ликвидировать в стране физматшколы?

Андрей Полонский

Источник

 

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"