Итоги ПМЭФ: Европа поворачивается лицом к России не по доброте душевной
Нашей стране предлагают иллюзию улучшения отношений с ЕС в обмен на дальнейшую либерализацию экономики и содействие в обогащении транснацкорпораций.
В Питере завершился один из самых крупных в истории страны международных экономических форумов. 10 тыс. участников, 60 стран, важные договоренности, громкие заявления, откровенные высказывания президента России – всего этого на мероприятии по традиции было хоть отбавляй. Но с другой стороны, ничего по-настоящему неожиданного там не произошло. «Колокол России» предлагает отделить зерна от плевел и выделить из повестки ПМЭФ самую суть.
Один из авторов идеи проведения форума экс-мэр Северной столицы Анатолий Собчак заложил в его основу принцип «все флаги в гости будут к нам». Так оно вышло и на этот раз – основной темой ПМЭФ стало обсуждение геополитических и экономических аспектов отношений России и Запада. Вторая линия, не менее важная для каждого россиянина – ситуация в нашей экономике и стратегия ее развития.
По большому счету, итоги многих официальных заявлений на форуме можно было предсказать заранее, хотя бы мельком взглянув на список почетных гостей. Премьер-министр Италии Маттео Ренци, экс-президент Франции Николя Саркози, генсек ООН Пан Ги Мун, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер представляют ту часть Запада, которая не проповедует открытую русофобию, и приехали они в Санкт-Петербург, очевидно, с целью смягчения отношений с Россией. Так что по части работы с главными спикерами организаторы форума, казалось бы, не прогадали.
Хотя как сказать... Возглавляемый Юнкером исполнительный орган ЕС является значимым, но все же второстепенным по сравнению с Советом Евросоюза. Кроме того, настойчивое желание удержать Великобританию в ЕС создало ему немало врагов среди англосаксов, включая премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. А вообще данный персонаж имеет репутацию одного из самых маргинальных политиков Европы за частые объятия, поцелуи и похлопывания по щекам своих коллег во время официальных встреч. Особую любовь, кстати, Юнкер таким образом ранее выражал к экс-премьеру Украины Арсению Яйценюку и президенту этой страны Петру Порошенко.
«Я считаю, что важно продолжать говорить и с Россией, с руководством России, и с ее народом. Для некоторых эта мысль покажется радикальной, но для меня это здравый смысл. С самого начала моей политической карьеры… я выступал за диалог. /…/ История часто разделяла народы России и Европы, но в настоящее время у России есть возможность, а также на нее возложена обязанность использовать все свои ресурсы для того, чтобы взаимодействовать с Европейским союзом. Цена разобщенности для ЕС и России в итоге окажется в итоге крайне высокой», – заявил Юнкер.
Таким образом, ЕС вроде бы показывает готовность к диалогу: сам факт визита главы Еврокомиссии на явно пророссийский форум несмотря на многочисленные протесты его коллег уже говорит о многом. Но надо отметить, что замом Юнкера является главный дипломат ЕС Федерика Могерини, в последнее время активно выступающая за продление антироссийских санкций. И неудивительно, что параллельно с почти приятельскими по тону беседами Владимира Путина с Юнкером и премьером Италии Ренци Совет ЕС проголосовал за продление санкций против России и Крыма еще на один год.
Главная причина продления санкций видится абсолютно бредовой: дескать, это Россия не соблюдает «Минск-2». Наши дипломаты не раз отмечали, что, исходя из составленного текста договоренностей, Россия не может являться стороной конфликта на Востоке Украины. В таком случае надо накладывать санкции, к примеру, и на французов, и на немцев, так как подписи членов их делегаций также имеются под минским документом.
Ничего определенного по поводу нового цикла санкционных мер не сказал в Питере и Пан Ги Мун, удостоившийся, к слову, личной награды от Путина за длительную добросовестную работу на посту генсека ООН. Как заявили в пресс-службе президента РФ, беседа с Ги Муном без камер прежде всего касалась сирийского конфликта, но все-таки думается, что без обсуждения ситуации на Украине и антироссийских санкций и здесь не обошлось.
Не хочется злорадствовать, но небольшую победу в информационной войне мы все-таки одержали, когда разоткровенничавшийся Ги Мун (который, кстати, скоро отправляется на заслуженную пенсию) выдал следующую фразу: «Хочу выразить свое уважение и восхищение вашими усилиями на международной арене. Для меня было большим удовольствием работать с Россией, российскими дипломатами и лично с вами», – обратился генсек ООН к Путину. Более того, в первоначально распространенном ООН тексте выступления Пан Ги Муна на ПМЭФ были такие слова: «…Россия как постоянный член Совбеза ООН призвана играть важнейшую роль в решении глобальных проблем – от прекращения конфликтов в Сирии и Украине и защиты прав человека до предотвращения распространения оружия массового поражения».
Такая речь вызвала боль пониже спины у официального Киева, потому было сделано все, чтобы слово «Украина» в докладе Ги Муна не употреблялось. В пресс-службе ООН заявили, что от своих слов о значимости России в геополитических вопросах отказываться не намерены, хотя и подтерли упоминания о конфликтах в Сирии и Украине из заявления на своем официальном сайте.
Выходит, что друзья у нас, даже из числа приглашенных, выглядят какими-то неоднозначными. Вот тот же Николя Саркози, которому вновь прочат кресло президента Франции в 2017 году. Будучи первым лицом своей страны, он активно упражнялся в антироссийской риторике на пару с экс-главой Госдепа Кондолизой Райс, ратовал за отделение Косово от Сербии, а затем направлял французских летчиков бомбить солдат Муаммара Каддафи в Ливии. Очевидно, в виде благодарности за то, что последний выделил 50 млн. евро на его победную предвыборную кампанию.
Независимые эксперты во Франции отмечают, что Саркози с радостью «прогибался под всеми президентами США, ему, как ребенку, нравилось, что большой дядя мог приехать в Париж и все за него решить». Так что неудивительно, что находящийся в оппозиции к нынешней французской власти Саркози прощупывает почву в России, улыбается Путину и даже просит его «как более сильную сторону сделать первый шаг к примирению с ЕС».
А шаг предлагается очень простой – Россия, по мнению Саркози, должна первой отменить свои контрсанкции. Вот чего на самом деле хотят от нас засланные казачки из Европы. Их товаропроизводители уже два года стонут от миллиардных убытков после потери российского рынка сбыта. Соответственно, нам предлагается первыми сделать красивый жест, а там, мол, и Евросоюз подтянется. Как справедливо отметил наш президент, мы бы и рады пойти на мировую, да только есть большие опасения, что Запад не оценит этот жест и не снимет свои санкции. А раз не мы эту кашу заваривали, то не нам ее первым и расхлебывать.
***
Надо отметить и другую значимую группу гостей ПМЭФ – не политиков, но бизнесменов. Представители компаний BP, Siemens, Caterpillar, Total, Royal Dutch Shell, Nestle и др. рассыпались в комплиментах России. Одни гордо заявляли, что не собираются разрывать финансовые связи с Россией, другие качали головой и сожалели о взаимных санкциях.
Разумеется, того же директора компании Nestle можно понять: имея в России 9 фабрик, эта компания мертвой хваткой вцепилась в наш рынок пищевой продукции, забивая своей химией возможность прихода туда отечественных производителей. К Royal Dutch Shell и Total также проникаешься сочувствием – они планируют стать инвесторами и акционерами завода по сжижению природного газа в Усть-Луге (Ленинградская область), и совместно с «Газпромом» навариваться на поставках нашего «национального достояния» в Европу, Индию и Египет. Очередное доказательство того, что единственный политический приоритет для транснацкорпораций – материальная выгода.
Поэтому давно пора уяснить – когда частный западный инвестор или, тем более, крупный западный банк выделяет средства на реализацию какого-то проекта в России, его менее всего волнует развитие нашей промышленности, экономики и т.д. Главное – побыстрее состричь купоны, а если удастся – еще и перевести российские активы в зарубежную юрисдикцию, как это в свое время провернул амнистированный олигарх Михаил Ходорковский.
***
Заканчивая с геополитикой, остановимся на цитате Владимира Путина из ответа на вопрос журналиста CNN. Вырванные из контекста слова президента о том, что «Америка – единственная в мире сверхдержава» тут же стали поводом для насмешек либералов над «ватниками». Между тем, отвечая на вопрос о президентских выборах в США и отношении к кандидатуре Дональда Трампа, Путин сказал буквально следующее:
«Они (США) всех учат, как надо жить, и демократии учат. А вы что, считаете, что там демократические выборы президента что ли? Дважды в истории США избирали президентом человека большинством голосов выборщиков, а за этими выборщиками стояло меньшее количество избирателей. Это что, демократия что ли? /…/ А когда мы дискутируем с коллегами, нам говорят: не лезьте, это не ваше дело… Но так и хочется сказать: тогда не лезьте к нам, разберитесь у себя сначала. /…/ Но им так нравится… Америка – великая держава. На сегодня, наверно, единственная супердержава. Мы это принимаем. Мы хотим и готовы работать с США…»
Как видно, в словах президента проскальзывает тонкий троллинг «великой державы», для которой демократия и свободные выборы являются всего лишь красивым фасадом, все «супервеличие» которой заключается в привычке совать нос в чужие дела. Ну а если американские дипломаты захотят придраться к этой речи Путина, у них это вряд ли получится – все сформулировано настолько грамотно, что с легкостью может быть интерпретировано и в другую сторону – как комплимент нашим «западным партнерам».
А вообще, президент говорил на форуме очень много правильных и нужных слов, которые всегда хотят слышать от него сторонники сильной, независимой от Запада России. Вот только если судить по экономической повестке, на практике, увы, этой независимости пока не видно.
***
Стратегию развития российской экономики на ПМЭФ, как нетрудно догадаться, представляла та же самая либеральная команда учеников покойного реформатора 90-х Егора Гайдара. Со всеми вытекающими последствиями. Особенно торжествовали находящиеся ныне в зените славы и влияния глава «Сбербанка» Герман Греф и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Под бодрые «инновационные» размышления о закате нефтяной эпохи финансисты новой волны в очередной раз выступили против рублевой эмиссии, отметили неизбежное повышение пенсионного возраста и продолжили молитвы за скорейший приход иностранных инвестиций.
Опоенный новыми функциями в Экономическом совете при президенте, Кудрин, вслед за Грефом, позволил себе покритиковать Россию и ее власти. Но в отличие от коллеги, он не стал использовать модные словечки типа «дауншифтера», а просто назвал обрушение нацвалюты в два раза к концу 2014 года «позором для экономических властей страны». Как будто он к этому позору не имел и не имеет никакого отношения…
Но экономисты-либералы все же слетелись в Питер не зря, хотя бы потому, что им удалось родить новый мем – усилиями главного афориста последнего времени – министра экономразвития Алексея Улюкаева. Сойдясь в очередном показушном споре с коллегой-оппонентом министром финансов Антоном Силуановым, Улюкаев поведал нам о зеленой обезьяне, высмеяв тем самым самого себя как главного астролога-прогнозиста:
«Во всех наших прогнозах (стоимости нефти) вероятность 50 на 50. Можно сказать, что цена на нефть будет 40 долл. за баррель или не будет. Давайте тогда мы с вами скажем, что цена на нефть будет 0. Или минус 10. С таким же успехом можно выйти на улицу и встретить там зеленую обезьяну. А можно и не встретить», – резюмировал Улюкаев.
Печальный итог бравурных докладов наших чиновников о том, что экономика, дескать, выходит из кризиса (об этом же говорил на форуме и президент, которого, очевидно, информировали соответствующим образом – прим. авт.) лучше всего подведут слова того же Силуанова, сказанные им за кулисами ПМЭФ:
«В следующем году чистый объем внутренних займов может увеличиться до триллиона рублей и более. Вопрос – как это повлияет на рынок? Не всякие банки при таких больших заимствованиях будут готовы вкладываться в 10-летние и 15-летние облигации государства. Скажут: «с учетом нашего капитала, с учетом рисков для нас предпочтительнее короткие бумаги». В такой ситуации правительство рискует скатиться к пирамиде Государственных краткосрочных облигаций (ГКО), послуживших причиной кризиса 1998 года», – поделился своими опасениями министр.
Получается замкнутый круг: выступая против целевой эмиссии для поддержки предприятий, Центробанк РФ при этом выдает триллионы рублей на субсидирование частных банков (по словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова – 3,5 трлн. руб. было эмитировано для этого только в прошлом году – прим. авт.), а те, в свою очередь, выдавая бесконтрольные кредиты населению и бизнесу под огромные проценты, довершают уничтожение российской экономики. И вся эта кредитно-денежная система продолжает работать совершенно мимо интересов нашей страны и мимо государственного контроля. Вот чем надо срочно заняться нашим управленцам вместо постановки показушных форумов и взаимных признаний в любви и партнерстве с отдельными представителями Запада.
А «добренькие» западные парламентеры тем временем одной рукой продлевают нам санкции, а другой – напевают в уши песни о величии и признании России, требуют почти полного устранения государства от контроля за финансовыми операциями и покушаются на пока еще нераспроданные госактивы, которых ждет очередная волна приватизации. В конечном итоге Запад, вероятно, окончательно и бесповоротно повернется лицом к России. Вот только нужно ли нам такое «признание» и что к тому моменту останется от нашей страны? На эти вопросы ПМЭФ ответов даже не искал…
Иван Ваганов