США помогут России превратить всю Украину в Новороссию
Наконец возникшее у США желание урегулировать внутриукраинский кризис политическим путем и подключиться к переговорному процессу на днях констатировал глава президентской администрации Сергей Иванов. По его словам, о расширении «нормандского формата» речи не идет, зато Вашингтон намерен взаимодействовать с Россией по Украине в двустороннем формате.
О том, что государству Новороссия еще только предстоит открыться для Русского мира, «Колокол России» уже писал ранее. Вопрос в том, сможет ли Россия привлечь для этого своих заокеанских партнеров, используя расхожий миф о сливе «проекта Новороссия», и провести комбинацию вида «хвост виляет собакой».
На уровне интуиции хочется сказать, что главным аргументом, толкнувшим американцев на общение с Россией на тему кризиса, стало признание невозможности решить его в свою пользу силовым путем. Задумка Белого дома, по которой Россия максимум к зиме 2014 года должна была оказаться главным действующим лицом в украинской войне, не состоялась. Сделать из Украины клин между Россией и Европой тоже не получилось из-за нежелания тяжеловесных в своем консерватизме европейских политиков до конца идти на конфронтацию с Москвой и бесконечно расплачиваться за Украину.
Но даже при своем незавидном положении (неожиданная война у своих границ) Россия, как оказалось, имеет рычаги влияния на кризис – от международно подтвержденных оснований о наличии у Киева госдолга перед РФ до необходимых подтверждающих фактов о сбитом украинскими силовиками Боинге. Надо полагать, что отныне Штаты избрали стратегией нанести нам как можно больший урон: поскольку цивилизационно Киев, несмотря на старания хунты, так и не удалось оторвать от российской культурно-политической орбиты, необходимо оставить его максимально разрушенным и желательно – пылающим в войне.
Но для этого Вашингтону придется на время оставить роль закулисного кукловода и проявить чудеса своей публичной дипломатии, формально включившись в обсуждение кризиса. В этой связи можно говорить о сиюминутном успехе российской дипломатии, с самого начала призывающей Белый дом повлиять на Киев одним своим присутствием в Минске. На этом много времени настаивает и сама Украина, планируя, что фактическим участием в «нормандском формате» Штаты будут дополнительным помощником для давления на Россию в рамках переговоров и отрезвляющим фактором для европейцев, отправившим Украину самостоятельно приближать свое европейское будущее.
Но и салютовать на тему сдачи Вашингтоном позиций не приходится. Забавно полагать, что после 5-миллиардных вложений в украинский переворот Штаты просто так откажутся от своих интересов на постсоветском пространстве. Заокеанский геополитический интерес, подогреваемый бесконечными вояжами оружейного лобби на Украину, прочно увяз вблизи границ России.
С выходом на прямой двусторонний контакт США сейчас ищут дальнейшие ходы с тем, чтобы можно было на правовой основе заняться поставками летального вооружения в республику и легализовать присутствие своих танков у границ с Россией – в Прибалтике и Польше. Очевидно хороших ходов, видимо, пока не просматривается, поэтому решено включиться в политико-дипломатическую ситуацию, неуступчивостью создать очередной тупик и лишить Москву ее основного козыря – роли гаранта.
С этим мнением в беседе с «Колоколом России» согласился директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. Эксперт отмечает, что теперь для России появляется шанс перехватить инициативу у Вашингтона и не дать ему воспользоваться открывающимися возможностями влиять на ситуацию в этом контексте.
«Важно, чтобы в нынешней расстановке сил Россия не выглядела стороной конфликта, и США не выступали арбитром между нами и украинскими властями. То, что РФ и США как гаранты обсуждают пути разрешения проблем третьей стороны, представляется вполне приемлемым для обоих государств вариантом. Это очень интересный формат, который можно сравнить с бракоразводным процессом: конфликтующие супруги (в нашем случае – Киев и народные республики) постоят в стороне, в то время как адвокаты за закрытыми дверьми обсудят, каким образом лучше выйти из сложившихся обстоятельств», – рассуждает в интервью КР Солонников.
Условия, при которых мы будем адвокатами в затянувшейся украинской истории, в целом на сегодня уже существуют. В политическом поле России как арбитру важно сделать жизнеспособным формат отдельных рабочих групп по конкретным проблемам Донбасса – его участие в политической реформе на Украине, лоббирование снятия транспортной и продовольственной блокады региона, решение гуманитарных вопросов на паритетной основе с другими гарантами – Германией, Францией, а теперь еще и США. Европейцам, кстати, через рабочие группы давно пора напомнить, что в феврале в Минске они клятвенно обещали помочь восстановлению банковской системы Донбасса, но практики за этим не последовало. Нельзя позволить, чтобы с подключением к минскому формату США Россию снова загнали в положение гуманитарного и газового донора де-юре украинских территорий, перед которыми она несет социально-экономические обязательства, а киевская хунта продолжит их бомбить.
«Как арбитр мы сразу давали понять, что необходимо посадить за стол переговоров именно народные республики и Киев, и сейчас мы в этом, похоже, преуспели, – соглашается с КР Дмитрий Солонников. – Теперь очень важно, чтобы не повторилась история зимы 2015 года, когда время переговоров использовалось для наращивания сил, затем последовал политический обман под громким предлогом, информационная шумиха и новый виток войны. В этом ключе России удобно действовать с США в двустороннем формате и не настаивать на их формальном включении, собственно, в «нормандский формат», поскольку это открывает пространство для маневра: обсуждение Украины и условий прочного мира будет не в узком контексте, но в привязке к другим глобальным проблемам», – полагает политолог.
Справедливость этих слов, на мой взгляд, за время кризиса не раз доказывала практика. Другое дело – снова и снова подводит инструментарий для реализации отличных поводов переломить ситуацию в свою пользу. Не в последнюю очередь этому благоволила позиция Михаила Зурабова. Его нежелание идти до конца позволило превратить мирное соглашение по Донбассу в наш фактический проигрыш в информационной войне с Западом. Судите сами: едва появился этот документ за подписью нашего посла, именно Россию стали пытаться принудить выполнять условия «Минска-2» не как гаранта, а как сторону конфликта. Хочется верить, что замена откровенных вредителей национальных интересов России на компетентных людей поможет нашей дипломатии избавиться от полумер в стиле «шаг вперед и два назад».
Возможно, России даже не стоит требовать признания Новороссии как государства. Русскому миру нужна вся Украина целиком, а не ее фрагменты на востоке Украины. В этой связи симптоматично исчезновение из российского медиа-пространства самого понятия «Новороссия» и замена ее упоминания на ДНР и ЛНР, а то и вовсе на эфемерные «республики Донбасса», который больше ассоциируется все же с промышленным потенциалом Украины.
Вероятно, что таким образом в российском руководстве играют на опережение и не хотят, чтобы организация Новороссии повлекла за собой преждевременный распад Украины – та сама должна стать основанием для Новороссии, но только после твердого контроля над умами на большей части Востока и Юга Украины: в Одессе, Николаеве, Херсоне и Харькове. Что, впрочем, не отменяет всех уже имеющихся ошибок в тактике, связанных с действиями нынешних кураторов украинского направления в Кремле.
«С учетом последних действий США задача России на сегодня – сделать так, чтобы республики со своим электоратом и ресурсом как можно более плавно вошли в политическое пространство Украины и изменили весь ее ландшафт, – высказал КР свое видение проблемы Солонников. – С учетом грядущей социальной катастрофы и приближением осенних местных выборов на Украине это вполне реально. Основной процесс – создать почву для сближения непризнанных республик и Киева. Базироваться это должно на признании украинской властью результатов предыдущих выборов в Новороссии, амнистии ополченцев и политической легализации нынешних органов власти в народных республиках. Включение США двигает дело к тому, что Украина на эти шаги согласится. Даже отдаленные действия – признание Конгрессом наиболее одиозных батальонов нацистскими и недавний реверанс Порошенко в вопросе нелегитимности отстранения Януковича. Другой вопрос, что амнистия будет, но не для всех. Для кого – как раз вопрос для двусторонних переговоров. То же – по признанию выборов: на какой срок признавать легитимность властей ДНР и ЛНР и как это зафиксировать в основных документах. США хотят услышать от российских партнеров ответы на эти вопросы напрямую, без посредников. Ведь, что бы ни говорили за океаном, очень многие политики там сами себя запугали так, что реально верят в информационный симулякр о введении российских танков в Прибалтику и т.д. Чтобы использовать это обстоятельство в свою пользу, нужно попытаться максимально развернуть диалог с США», – поделился с КР своим прогнозом ситуации Дмитрий Солонников.
Если же дипломатия вновь не сработает, давайте зададимся предельно простыми вопросами. Сможет ли Новороссия самостоятельно победить Украину в случае срыва «Минска-2»? Не сможет. Сможет Новороссия состояться как государство без помощи России? Не сможет. Раз не может, надо учитывать весь комплекс многовекторной российской политики на постсоветском пространстве, а не бесконечно становиться на грабли в виде нумерованных «минсков». Тогда России придется задействовать весь комплекс рычагов давления и в итоге даже без прямого вмешательства сломать профашистской хунте хребет. В арсенале у нас – посильная помощь партизанскому движению в Восточной Украине, гуманитарная поддержка Новороссии на фоне социальной деградации Украины, использование в общении с Киевом языка ультиматума в экономических и энергетических вопросах и тема с геноцидом мирного населения (что уже не отрицается), ведущая к делегитимизации украинской власти в лице мирового сообщества.
При таком исходе именно Россия останется единственным спасителем Украины, о братстве с народом которой искренне и не раз говорил президент РФ Владимир Путин. Ни Европа, ни США вытягивать разрушенную страну из кризиса не будут – вспомним Ливию, Афганистан, Ирак и других «освобожденных». Но после всего этого Украина будет совершенно другая страна, и вот уже в ней можно будет говорить о государстве Новороссия, которая станет не просто буфером с Европой, но и ключом к дальнейшему торжеству идей Русского мира в своем цивилизационном ареале.
Александр Андреев