Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Русский мир
01.04.2016 10:15

Россия и Белоруссия: снисходительный и вредный брат

Сообщество двух государств, ставшее началом двухсторонней интеграции, было создано 20 лет назад — 2 апреля 1996 года. В качестве декларируемых целей провозглашалось углубление и расширение интеграционных процессов в двух странах, что, возможно, позволило бы создать в будущем полноценное государственное федеративное объединение. Действительно, и Россия, и Белоруссия имели тогда общие цели. Москве Минск был нужен как главный союзник, прикрывающий западную границу, которая со времен распада СССР сильно сдвинулась на восток. Москва же в качестве благодарности предоставляла Минску кредиты и крупные скидки на энергоносители. На данный момент обе страны продолжают поддерживать дружеские отношения, однако перспективы совместного будущего в одном государстве становятся всё более туманными.

Еще несколько лет назад Россия вместе с Белоруссией строили дальнейшие планы по развитию Союзного государства. В числе них значились унификация законодательства двух стран, в том числе единая символика, которой у Союза до сих пор нет. Однако неурегулированные торгово-экономические вопросы (вспомнить хотя бы знаменитую «молочную войну»), политические проблемы (стремление президента Белоруссии Александра Лукашенко наладить отношения с Западом) естественным образом отдаляют Минск от Москвы. К тому же в самой Белоруссии существует определенная прослойка граждан, которые союзу с РФ предпочитают интеграцию в Евросоюз. Интересы последних в высоких минских кабинетах, к сожалению, также стараются учитывать.

Несомненно, определенные успехи тоже имеются. За время существования Союза было созданы общие органы управления, благодаря которым можно было оперативно решать возникающие вопросы. Помимо этого, получили хорошее финансирование и преференции некоторые белорусские и российские предприятия, включенные в специальную Бюджетную программу Союзного государства. Кроме этого, граждане двух государств получили значительные бонусы на территории друг друга. К примеру, белорусы теперь могут не сдавать экзамен на знание русского языка, а также находиться на территории РФ три месяца без регистрации и без каких-либо ограничений устраиваться на работу как в коммерческие, так и государственные предприятия. То же самое – для граждан России в

Белоруссии. Конечно, эти и иные меры способствуют дальнейшей интеграции двух государств.

По сути, это все достижения в рамках Союза, который на данный момент представляет собой весьма формальное образование. Стоит сказать, что в договоре об образовании Союзного государства указывалось на необходимость создания единой конституции, совместного суда, счетной палаты. К сожалению, сделано этого не было. А компетенция созданных и ныне существующих союзных органов до неприличия мала, и сводится к формированию бюджета объединения на текущий год, а также решению вопросов относительно граждан двух стран на территории друг друга.

Весьма показательно в этом плане состоявшееся 25 февраля заседание Высшего совета Союзного государства. По его итогам стороны в очередной раз заявили дежурные фразы про «обсуждение вопросов дальнейшей интеграции и развития двусторонних российско-белорусских отношений». Между тем многие животрепещущие вопросы экономического и военно-политического сотрудничества если и обсуждались на заседании, скорее всего решены на нем не были. Одним из таких вопросов является база российских воздушно-космических сил (ВКС) в Белоруссии, которая рассматривается Москвой как ответ на увеличение американского военного присутствия в Восточной Европе. Судя по всему, белорусское руководство просто не желает размещать у себя ограниченный контингент российских авиационных сил. Тогда о какой интеграции может идти речь? Совместные учения – это, конечно, хорошо, но если мы действительно собираемся строить единое государство, то этого явно недостаточно.

Возможно, что одной из причин нежелания Лукашенко размещать российскую базу на своей территории является ситуация на Донбассе. Не секрет, что произошедшее последнее время похолодание отношений между двумя странами произошло, в том числе, из-за позиции Белоруссии в отношении Украины и событий на Донбассе. Демонстративно выступив с осуждающими госпереворот на Украине речами, белорусское руководство, однако, принялось активно налаживать отношения с новыми украинскими властями, устроившими на востоке страны кровавую мясорубку. К тому же Белоруссия не признала присоединения Крыма к России, настаивая на суверенитете Киева над полуостровом. В вопросе Донбасса власти Белоруссии тем более категоричны, фактически повторяя мантры Киева о «террористических республиках». При этом те, кто воевал в составе донбасского ополчения против вооруженных сил Украины, подвергаются уголовному преследованию в Белоруссии.

Более того, в стране действуют всевозможные либеральные партии и националистические организации, которые получают голос в республиканских СМИ, рассказывая о желании Москвы повторить «крымский сценарий» уже в Белоруссии, отторгнув часть территории страны. Ну а в качестве рецепта против «агрессивной политики» Москвы данные деятели предлагают союз с Западом и ускоренная интеграция.

Подобные настроения подогревает и сам Запад, который «внезапно» сменил гнев на милость. Если раньше официальные лица США и ЕС называли Лукашенко не иначе как «последним диктатором Европы», то теперь американцы и европейцы снимают наложенные ранее на белорусских чиновников и некоторые крупные компании страны санкции. При этом поверенный США в Белоруссии Скотт Роланд отметил, что американский бизнес ведет сделки на миллионы долларов с основными компаниями белорусской нефтяной и химической промышленности, ранее бывших под санкциями. Поэтому  интересы крупного капитала в этих отраслях имеют не последнее слово в определении внешней и внутренней политики Минска.

Сложившаяся ситуация порождает у разного рода экспертов желание найти новые пути интеграции. По мнению некоторых из них, спасти положение могло бы принятие Россией и Белоруссией закона об автоматическом предоставлении гражданства: гражданам РФ – белорусского, а гражданам Белоруссии – российского. Это, якобы, позволит подвести ментально-психологическую черту под эпохой распада Советского Союза, начав формирование на нашей общей территории новой межгосударственной общности, где граждане двух стран будут пользоваться едиными правами на территории Союза.

Но подобная инициатива вряд ли будет иметь успех во властных кругах обеих стран. Так, по мнению ведущего научного сотрудника Российского института стратегических исследований Олега Неменского, Белоруссия и Россия на данный момент построили совершенно разные государства, чтобы делать какие-то радикальные шаги в сторону объединения. «Отношения России и Белоруссии находятся в глубочайшем кризисе. Мы так и не смогли найти модель интеграции. Все, что есть, сработало максимально, и продвигаться дальше внутри уже созданных интеграционных систем невозможно. Нет ответа на вопрос, как преодолеть принципиальные различия в экономической и политической системах России и Белоруссии. За годы интеграции Россия и Белоруссия превратились в принципиально разные экономические системы. Как преодолеть принципиальную неинтегрируемость России и Белоруссии? На этот вопрос до сих пор ответа нет», – заявил он.

При этом он отмечает, что нежелание белорусского руководства идти на более тесную интеграцию обусловлено жесткой прагматической позицией президента Белоруссии Александра Лукашенко, который ждет, чем закончится противостояние России и Запада. Если Россия отстоит своё право играть самостоятельную роль на геополитической арене, то Белоруссия, очевидно, будет стремиться развивать отношения с Москвой. Если же последняя уступит Западу, сдав все свои завоеванные за последние два года на мировой политической арене позиции, то Лукашенко, очевидно, предпочтет Москве Вашингтон и Брюссель. Иначе говоря, Белоруссия, как завидная невеста, выберет себе в женихи того, кто сильнее и круче.

Схожего мнения придерживается и руководитель Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач: «На мой взгляд, отношения России и Белоруссии можно сформулировать как принцип – «быть вместе нельзя расстаться». Кому как нравится, тот так и может расставить запятые. И Белоруссия сегодня напоминает женщину, которая просит и получает деньги за обещание выйти замуж от разных женихов. Есть главный жених, и есть какие-то не очень главные, но довольно щедрые. Через 20 лет такой политики мы пришли к ситуации, когда замуж брать не хочет никто. Если говорить про то, что Европа приостановила санкции в отношении Белоруссии только на четыре месяца, это как раз нежелание «брать замуж», потому что непонятно, что вот эта дама выкинет в следующие пять минут».

При этом она отметила, что белорусская элита сама толком не представляет себе дальнейшие пути развития страны. «Какой видит Александр Григорьевич Белоруссию через 25 лет? Наша власть планирует не дольше, чем на два года. Но это не долговременно. Каждые два года Белоруссия обнуляется и делает удивленные глаза, почему ей никто не верит, почему кто-то начинает не давать денег в таком количестве, как хотелось бы», – констатировала Карач.

Помимо всего прочего, эксперты считают, что интеграции мешают и некоторые идеологические нюансы. Среди них – понятие о Русском мире, которому Лукашенко, по сути, объявил войну. «Белорусским официозом Русский мир трактуется как геополитическая концепция, хотя это не соответствует действительности. Понятие Русского мира принципиально негеополитично. Оно всемирно. Это глобальная концепция участия русской культуры во всем мире, который знает русский язык. Это моральная ответственность России за развитие этого культурного сообщества. Никакой опасности белорусской независимости и белорусскому суверенитету концепция Русского мира не несет. К сожалению, это сейчас не понимается, объявлена такая кампания, и я чувствую, что эта компания вполне может быть началом тех процессов, которые идут на Украине и оснований для которых немало и в Белоруссии», – сказал уже упомянутый Олег Неменский.

В то же время, заметил политолог, молодежь страны активно обрабатывается в духе симпатий к Западу: «С этой молодежью уже давно работает Запад по самым разным каналам. Россия с ней почти не работает. Даже вполне лояльная к Александру Лукашенко часть белорусской молодежи настроена прозападно, что уже является фактором идентичности». С Неменским согласен и президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко: «От этого поколения никуда не деться. Независимо от того, как оно относится к Российской Федерации, это уже не те люди, которые жили в одном государстве».

В то же время лидер белорусской партии левой ориентации «Справедливый мир» Сергей Калякин считает, что несмотря ни на что, единственный путь Белоруссии – это интеграция с Россией. «Давайте представим себе, что завтра сказали бы: «мы интеграцию прекращаем». Что будет с Белоруссией через месяц, когда 80% всей продукции, которую мы производим, потребляет российский рынок и приблизительно 70% сырья, которое мы перерабатываем, мы получаем из России. Экономическая интеграция в ближайший годы нам будет необходима для развития экономики. Всякие мечты о вступлении в Европейский Союз – это хорошо, красиво, но это пока для сказки. Евросоюз пусть переварит то, что он уже напринимал», – отметил политик.

Вместе с тем, по другую сторону от белорусских границ – в Польше – активно раскручивают идею создания «новой Речи Посполитой», включающей в свой состав Белоруссию и Украину. Ярким пропагандистом этой идеи является публицист Ярослав Рожинский, который в одной из своих статей заявил, что поляки и белорусы достигли вершины своего могущества только пребывания в составе одного государства – Речи Посполитой. «Все наши страны – Польша, Литва, Беларусь и Украина – на пороге истории. Имеем две дороги: или будем сверхдержавой в Европе, или сверхдержава снова уничтожит нас на карте Европы», – заявляет поляк. Под второй «уничтожающей» сверхдержавой, понятное дело, подразумевается Россия. Для защиты от Москвы идеологи «Речи Посполитой 2.0» предлагают создание федеративного объединения с единой армией и правительством по типу Соединенных Штатов.

Идея «Речи Посполитой 2.0» зародилась в начале XX в. и рассматривалась как кордон против России-СССР

Подобные призывы поддерживаются белорусской либеральной и националистической оппозицией, которые видят в Варшаве главного союзника Минска. И это неудивительно, ведь финансирование белорусских грантоедов идет через офисы американских и европейских (прежде всего польских) фондов, которые вольготно расположились на территории Польши. Помимо выпуска печатной литературы, налажено вещание канала «Белсат», работающего при содействии Министерства информации Польши. В то же время ведется активная работа с белорусской интеллигенцией – преподавателями местных университетов, а также студентами, которые получают от Варшавы гранты на стажировки в Польшу. Особенно популярна стипендиальная программа Калиновского, по которой в польских университетах уже учатся тысячи граждан Белоруссии. Чему их там научат и с какими идеями они возвратятся к себе на родину? Будут ли желать воссоединения с Россией? Крайне сомнительно.

Таким образом, пробуксовка реализации в жизнь проекта Союза России и Белоруссии на сегодняшний день очевидна. За прошедшее время обе стороны, несмотря на все заявления о приверженности дружбе, так и не смогли наладить единый подход в политике, экономике, а также культуре и идеологии, на котором строилось бы здание единого государства. Вместе с тем неудачи союзного строительства пробуждают у наших «западных партнеров» желание сделать из Белоруссии вторую Украину, вторую анти-Россию. В таком случае Москва потеряет единственного союзника (за исключением Приднестровья и Донбасса) к западу от своих границ. Претворение подобного сценария в жизнь, конечно же, стало бы для нашей страны геополитической катастрофой. И вряд ли в Кремле этого не понимают. По всей видимости, надеяться теперь остается только на Евразийский союз, экономическая интеграция в рамках которого может повлечь за собой и политическое объединение.

Иван Прошкин

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"